Ежегодная лекция BEARR 2012 г.

d2a93bLecture 2012 small«Россия и арабская весна»

сэр Тони Брентон

Ежегодная лекция BEARR Trust 2012 года

Ежегодная лекция BEARR Trust, прочитанная сэром Тони Брентоном, прошла 11 июня 2012 года в Европейском Банке Реконструкции и Развития (ЕБРР).

Тони Лонгригг, председатель BEARR Trust, приветствовал гостей. Джонатан Чарльз, руководитель службы коммуникаций ЕБРР, представил докладчика.

Сэр Тони Брентон сказал, что постарается показать схожие черты в характере международных отношений, основываясь на своём опыте работы в арабском мире и в России. Когда он начинал дипломатическую службу в Египте, этой страной управлял один единственный человек, экономика была социалистической, правящая партия всегда побеждала на выборах, государство контролировало СМИ, система правосудия была несправедливой, уровень коррупции был крайне высоким, а нарушения прав человека были распространённым явлением. Это может показаться знакомым. После Второй мировой войны арабский мир стал крупнейшим недемократическим регионом, не считая коммунистического блока. Странам, обладающим богатыми запасами нефти, труднее развивать демократию – богатство позволяет лидерам таких стран подкупать своих ставленников. Многие надеялись, что после 1991 года Россия будет развиваться по западно-европейской модели демократии и превратится в демократическое государство. Но прошло 20 лет, и в России – самоназначенный президент, олигархическая прослойка, масштабная коррупция и растущая стагнация, что даже отмечал Медведев, когда был президентом страны.

Первая арабская революция произошла в Тунисе в 2011 году, затем последовали революции в Египте и Ливии, а в Морокко и Йемене были проведены реформы. Причиной этих революций была не бедность, а неравенство. Они стали возможными, потому что власти уже больше не могли контролировать СМИ – новости мгновенно распространялись по Интернету, мобильным телефонам и в социальных сетях.

Первой официальной реакцией России на события в арабском мире было удивление. Потом последовало одобрение перемен, потому что рушились режимы, активно поддерживаемые Западом. Но это одобрение не было длительным – у Ливии и Сирии были тесные связи с Россией. Поэтому революции в этих странах не нашли одобрения у российских властей, понимающих, что эти события могут негативно повлиять на Россию. Вскоре, после объявления Путиным в сентябре 2011 года о своём намерении баллотироваться на пост президента страны в 2012 году, его освистали на матче по единоборству. Такого раньше никогда не случалось. В декабре выборы в Государственную Думу сопровождались многочисленными нарушениями, которые в большинстве случаев были зафиксированы на видео и размещены в интернете. Это вызвало гневные демонстрации не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и далеко за их переделами, включая Владивосток. С момента инаугурации в мае Путин уже показал, что намерен восстановить контроль в стране, а не установить демократическое общество. Одной из причин того, что у него это до сих пор получается, стало то, что в России в 1990-х годах, когда в стране зародилась демократия, большинство населения испытывало серьёзные трудности, многие потеряли работу и свои сбережения. Похожее случилось в Алжире в 1991 году – в стране произошли демократические выборы, только всё в итоге стало плохо. Даже сейчас арабы настроены пессимистично, в особенности в отношении событий в Сирии, где, по всей видимости, может начаться гражданская война. Многие из них думают, что демократия, которой никогда не было в их регионе, никогда не сработает. Но они могут ошибаться, потому что, например, страны Латинской Америки, Испания и Португалия после всех событий встали на путь демократического развития.

В России джина уже тоже выпустили из бутылки. Партия Путина «Единая Россия» потеряла доверие у населения. Её сейчас называют «партией жуликов и воров» – это утверждение стало популярным в Интернете. «Укрощенные» партии уже не такие укрощенные; депутаты партии «Справедливая Россия» покинули зал во время инаугурационной речи Путина. Кандидаты от «Единой России» проиграли региональные выборы, а губернаторы будут снова избираться населением, что может стать очень интересным. Тем временем, рост экономики замедлился и составил только 4 процента, СМИ контролируются государством в меньшей степени, потому что новости доступны в Интернете. Путин не может действовать методами Ассада, тем не менее, были введены высокие штрафы для демонстрантов. По мнению сэра Тони Брентона, остановить уже начавшийся процесс невозможно.

Ряд вопросов поступил из зала – в основном о России и российской политике в отношении Сирии. Сэр Тони Брентон думает, что ключевым моментом к развитию демократии в России станет падение цен на нефть, либо если режим начнёт использовать насилие по отношению к собственным гражданам. Молодые россияне относились ценично к политическим событиям в стране, поэтому немногие верили, что в декабре могут произойти протесты населения. Многие молодые люди в России придерживаются националистических взглядов – оппоненты Путина не только являются либералами, но и относятся к правому крылу. Однако эта тенденция изменяется по мере того, как люди становятся богаче. В общем, молодые россияне настроены патриотично и любят порядок, который они скорее предпочтут демократии. Но власти перестали доверять гражданскому обществу с того момента, как произошли «цветные революции» в Грузии, Кыргызстане и на Украине, ответственность за разжигание которых, по мнению Путина, лежит на Западе.

В отношении Сирии сэр Тони Брентон подчеркнул, что у России там есть военные активы, что Кремль считает возможным сохранение Ассадом своего политического влияния, и что Кремль поможет Ассаду остаться у власти. Но в то же время, Россия предпочитает не находиться в трудном положении и поэтому поддерживает план Кофи Аннана. Россия боится развития событий в Сирии по ливийскому сценарию. Запад должен попытаться разбить коалицию Китая и России по вопросам Сирии. Россия и Китай настроены осторожно по отношению друг к другу и до сих пор не разрешили конфликт относительно спорных территорий на Дальнем Востоке России. Путин даже как-то упомянул о потенциальной угрозе для России со стороны Китая.

Тони Лонгригг представил своего преемника – Роберта Бринкли, нового председателя BEARR Trust, и после этого официально завершил лекцию.

BEARR, как всегда, очень благодарны ЕБРР за организацию и поддержку этой лекции.

Сэр Энтони (Тони) Брентон, Рыцарь-Командор ордена Святого Михаила и Святого Георгия, начал свою дипломатическую карьеру в Каире, работая в качестве арабиста, и впоследствии занимался вопросами Ближнего Востока, нефти и окружающей среды. После этого он служил в СССР и России: в качестве советника посольства в Москве в 1994-98 годах и посла в 2004-08 годах. Он является научным сотрудником Уолфсон Колледжа Кембриджского университета и старшим советником компании «Lloyd’s Insurance».

The BEARR Trust Annual Lecture 2012

d2a93bLecture 2012 smallThe BEARR Trust Annual Lecture 2012, given by Sir Tony Brenton, was given at the European Bank for Reconstruction and Development (EBRD) on 11 June 2012, on the theme “Russia and the Arab Spring”.

Tony Longrigg CMG, the Chairman of the BEARR Trust, welcomed the guests and Jonathan Charles, Head of Communications at EBRD, introduced the speaker.

Sir Tony said that having worked in both the Arab world and Russia, he would try to identify patterns in international affairs. When he first served in Egypt, it was a state run by a one-man government, with a socialist economy, a ruling party that had never lost an election, controlled media, a rigged justice system, a high level of corruption, and numerous human rights abuses This might sound familiar. After the Second World War the largest undemocratic region apart from the Communist world was the Arab world. It is harder for countries with a lot of oil to be democratic – their wealth allows their leaders to pay off their henchmen. Many people expected Russia to become a European-style democracy after 1991, but 20 years on it has a self-appointed president, an oligarchic layer, widespread corruption and increasing stagnation that even Medvedev commented on during his presidency.

Tunisia, the first Arab country to have a revolution in 2011, was followed by Egypt and Libya, and reforms were introduced in Morocco and Yemen. These revolutions were not due to poverty but to inequality. They were possible because it is no longer possible to control the mass media, because of the internet and social media, and mobile phones which spread news fast.

The first official reaction in Russia to these events was curiosity, followed by support for the changes because regimes supported by the West were collapsing. But this support did not last: Libya and Syria have both had close links with Russia so the their revolutions were not so popular with the Russian authorities. They began to realise that the events could have implications for Russia. Soon after September 2011, when Putin announced that he would return to the presidency in 2012, he was booed at a martial arts contest – something that had never happened before. In December the elections to the Duma were accompanied by massive electoral fraud, and much of the cheating was recorded on film and uploaded onto the internet. The result was explosions of anger, not only in Moscow and St Petersburg but further afield, even in Vladivostok in the far east. The protests have continued ever since. Since his inauguration in May, Putin has shown he is intent on restoring control, not on establishing democracy. One reason that he has been able to do this so far is that in Russia in the 1990s, when “democracy” arrived, most Russians had a very hard time, many of them losing their jobs and savings. Something similar happened in Algeria in 1991 – they had democratic elections and then everything turned sour. Even today, Arab friends are despondent, in particular at events in Syria, which seems to be approaching civil war. Many of them feel that because they never had democracy in their region, it will not work. But they could be proved wrong, as past events in Latin America, Spain and Portugal show – these countries became democratic.

In Russia too, the genie is out of the bottle. The pro-Putin United Russia Party has lost credibility, after being called the “party of crooks and thieves” – a label which went viral on the internet – and other “tame” parties have become less tame, with deputies from Just Russia walking out during Putin’s inaugural speech. Regional elections are being lost by United Russia candidates, and elections of governors will once again be by popular mandate and could be very interesting. Meanwhile, economic growth has slowed to 4%, and the media are less controlled because of the reach of the internet. Putin can’t deal with this the way Assad is doing, but he has had the penalties for demonstrators toughened. It will not, in Sir Tony’s opinion, be possible to keep the lid on Russia.

A range of questions were put from the floor – most of them about Russia itself and about Russian policy towards Syria. Sir Tony thought the tipping point for democracy in Russia might be if the oil price falls, or if excessive violence were used by the regime. Young Russians used to be very cynical about politics and as a result few people had anticipated the protests in December. Many young people are also nationalistic – opponents of Putin are not only liberals but from the right wing – but this tendency is declining as people become richer. In general young Russians are patriotic and like order, which they would choose over democracy. But the authorities do not trust civil society since the “Colour Revolutions” in Georgia, Ukraine and Kyrgyzstan, which Putin thought were fomented by the West.

On Syria, Sir Tony pointed out that Russia has military assets there, and the Kremlin believes Assad can survive and will want to help him stay in power. But at the same time Russia does not like being out on a limb, so it has supported the Annan Plan. Russia is fearful of a new Libya scenario. The West should try to split China off from Russia over Syria. Russia and China are wary of each other, and still have unresolved territorial issues in Russia’s Far East. Putin has even mentioned a potential security threat from China.

Tony Longrigg closed the proceedings by introducing his successor as Chairman of The BEARR Trust, Robert Brinkley.

BEARR is, as ever, most grateful to EBRD for hosting and supporting this lecture.

Sir Tony Brenton

Tony Brenton is a distinguished British diplomat, writer on international issues, and Fellow of Cambridge University. He joined the British Diplomatic Service in 1975 and, in the course of a 33 year career, served in the Arab world, the European Union, Russia and the USA. He has dealt with such issues as the Arab/Israel dispute, global climate change, international energy policy, and the Kosovo, Afghanistan and Iraq wars. He was a senior official at the British Embassy in Washington DC following 9/11 and at the time of the Iraq war. He served as British Ambassador in Moscow 2004-2008 during the most difficult period in modern British/Russian relations. He has written a well received book on international environmental diplomacy – “The Greening of Machiavelli”, is a regular commentator in the “Times” and other British publications, a Senior Advisor to Lloyds of London, Director of the Russia British Chamber of Commerce, and a Fellow of Wolfson College Cambridge where he is writing a book on Russia at the time of Peter the Great.